Поиск компаний, акции которых ценятся
Поиск компаний, акции которых ценятся слишком низко по сравнению с потенциалом роста компании, тоже содержит много ловушек. Растущий объем продаж и прибылей, большой наличный капитал и т. п. не являются гарантией роста акций. Изменение законодательства, появление мощных конкурентов, возникновение экологических проблем могут, напротив, привести к падению акций. Вспомним компанию Apple: на первый взгляд, она имела прекрасные фундаментальные показатели, ее акции были дешевы и привлекательны, и лишь очень тщательный анализ показал, что не все там благополучно. Тем не менее, это скорее исключение, чем правило. В целом, упавшие акции компаний с хорошими фундаментальными показателями дают неплохие шансы получить прибыль в игре на повышение. Однако эти показатели должны быть проверены очень тщательно: компаний, у которых фундаментальные показатели оставляют желать лучшего, следует остерегаться. Такие компании являются хорошими кандидатами для игры на понижение. Игру на понижение курса этих акций нужно начинать при первых признаках окончание роста рынка.
В игре, основанной на чрезмерной реакции рынка, технический анализ приобретает особенную значимость. Допустим, вы решили играть на повышение и провели поиск акций, чья цена, по вашему мнению, ниже, чем ей следует быть. Вам недоступно изучение всех тонких деталей, с которыми связаны перспективы роста прибылей компаний. В таком случае особое внимание надо уделить акциям, которые недавно сильно упали и находятся вблизи нижнего уровня колебаний цены акций. Недавнее падение цены позволяет надеяться, что возможные плохие новости уже «отработаны», а по законам рынка цена акций упала ниже разумного уровня. В десятой главе о кратковременном трейдинге мы показали, что падение цены акций более чем на 20% за четыре дня большей частью сопровождается подъемом цены на пятый день. Эхо наглядный пример последствий слишком сильной реакции рынка.
Аналогично при игре на понижение: сильный подъем цены акций слабых компаний заметно увеличивает вероятность их скорого понижения. Слухи о новых перспективах компании уже отражены в цене акций, и далее акции будут стоять на месте, если слухи подтвердятся, и будут падать, если слухи окажутся ложными.
Здесь уместно напомнить анализ стратегий, проведенный Джеймсом О’Шаугнесси и описанный нами в разделе 8.7. Самая лучшая стратегия инвестирования была получена на основе совмещения результатов фундаментального и технического анализа, когда выбор акций, сильно выросших в цене (техническая характеристика), был дополнен отбором по большому объему продаж и хорошей истории роста прибылей (фундаментальные характеристики).
Инвестирование или трейдинг всегда должны начинаться с анализа рынка и поиска подходящих акций. Мы уже рекомендовали завести две тетради или два файла в компьютере, куда заносить названия компаний, имеющих хорошие и плохие фундаментальные показатели. Такие списки (естественно, они должны периодически пересматриваться и обновляться) не должны быть очень большими: по десять компаний в каждом списке вполне достаточно. Но эти компании должны быть изучены досконально — история выплаты дивидендов, роста прибылей и объема продаж, поведение акций во время падающего и растущего рынка, корреляция цен акций с индексом отрасли, перспективы выпуска новых продуктов, конкуренты. Все эти фундаментальные показатели надо проанализировать, чтобы быть готовым к игре, но начинать ее надо в моменты, определяемые методами технического анализа.
Такой подход позволяет быть наготове и не пропустить наиболее удачные моменты открытия позиции. Если рынок сильно упал и упали акции компаний из «хорошего» списка, то вы готовы к покупке этих акций в первый же момент начала роста рынка. Вы знаете все показатели и все новости выбранных компаний, знаете, что их акции упали только потому, что упал весь рынок. Вы уверены в росте данных акций и покупаете их раньше и более смело, чем другие трейдеры, т.е. оказываетесь впереди. К тому же вы являетесь обладателем списка компаний, у которых перспектива развития затруднена (большие долги, сильная конкуренция и т. п.). Их акции могут подняться в момент подъема рынка, но вы-то знаете, что этот подъем цены был обусловлен в основном оптимизмом на рынке, и уверены, что как только оптимизм иссякнет, эти акции упадут. Таким образом вы окажетесь одним из первых, кто начнет игру на понижение.
А на рынке побеждает тот, кто начал первым.