психологический анализ рынка
Как мы неоднократно подчеркивали, основой и причиной изменения цен являются спрос и предложение, которые определяются ожиданиями и решениями участников рынка. Поэтому необходимо стараться по мере возможностей понять эти стремления и ожидания. Все виды анализа рынка как раз нацелены на то, чтобы попытаться определить именно эти параметры — ожидания участников рынка, спрос и предложение. Но участники рынка делают разные выводы из одних и тех же данных. Поэтому важно не столько определить направление тренда, состояние экономики страны или что-либо еще, сколько понять, как оценивают эти явления большинство участников рынка. Решение указанной задачи — дело наиболее сложное. Несмотря на то, что мы уже не раз пытались рассмотреть возможные действия участников и давали психологическое объяснение некоторым явлениям рынка, в этом разделе мы попробуем собрать вместе и систематизировать эти рассуждения.
Мы будем исходить из того, что участниками рынка выступают люди, которые являются мыслящими существами и действуют достаточно последовательно. В силу определенной консервативности и шаблонности действий человека, а также существования стереотипности мышления и поведения людей, мы все-таки можем с известной долей достоверности прогнозировать ожидания участников рынка. На этих же предположениях базируется как технический, так и фундаментальный анализ. «Быки» и «медведи»
В результате анализа рынка у каждого участника складывается свое отношение к нему, на основании которого он принимает одно из трех решений:
• встать на сторону «быков», рассчитывая на повышение цен;
• встать на сторону «медведей», рассчитывая на понижение цен;
• остаться нейтральным и ждать более благоприятного и определенного момента.
Если мы присоединяемся к «быкам» и начинаем покупать, то тем самым увеличиваем спрос, а значит, и цену. Если мы присоединяемся к «медведям» и начинаем продавать, то мы увеличиваем предложение и тем самым уменьшаем цену. С другой стороны, когда мы теряем веру в «бычий» тренд, мы ликвидируем свои позиции, осуществляя продажи. Увеличение продаж увеличивает предложение и понижает цену. Таким образом, при ликвидации длинных позиций мы помогаем побеждать «медведям». Наоборот, потеря уверенности в «медвежьем» тренде заставляет нас ликвидировать короткие позиции, и мы покупаем. Наши покупки увеличивают спрос и способствуют повышению цены. чем мы и помогаем «быкам». Очевидно, что любыми своими действиями — открытие или закрытие позиции — мы всегда помогаем либо «медведям», либо «быкам».
Борьба между «быками» и «медведями» решается в пользу более сильной группировки, и цены начинают либо расти, либо понижаться. Так как борьба между ними никогда не прекращается, движение цен не может выглядеть как непрерывный подъем или спад, а представляет собой последовательность волновых колебаний — подъемов и спадов. При этом, чтобы появился сдвиг в одном из направлений, необходимо, чтобы суммарная величина движения в побеждающем направлении была хотя бы чуть-чуть больше, чем в противоположном. Если силы «быков» и «медведей» равны, то цены будут колебаться около некоторого среднего значения.
Когда тренд сформировался и движение цен становится отчетливым, часть неприсоединившихся (нейтральных) участников могут попытаться присоединиться к победителям, что усилит главенствующее движение. Это движение заканчивается, когда силы победителей иссякают. Тогда большинство неустойчивых и слабонервных уходят с этого тренда. и даже если они и не присоединятся к противоположной партии, то ликвидацией своих позиций все равно помогают противникам заканчивающегося тренда.
Разделение на «быков» и «медведей» условно — это не психологическая характеристика участника, а его ожидание и прогноз в текущей ситуации. То есть в результате анализа рынка участник принимает решение о том, к кому он будет присоединяться. Поэтому в одной ситуации он будет «медведем», в другой — «быком», а иногда он станет неопределившимся, так как не сможет принять четкого решения. С точки зрения разделения участников на эти три группы и их желаний можно анализировать различные ситуации. Первое, на что необходимо обратить внимание: рынок не двигается хаотично. Поскольку большинство использует в своей работе технический анализ, подавляющее большинство участников рынка получают в результате анализа одинаковые важные уровни цен. Также рынок запоминает важные в прошлом уровни цен и ориентируется на них. Знание участниками одних и тех же уровней приводит к тому, что ценовые промежутки между этими уровнями безразличны для рынка. Цены двигаются «скачкообразно»: надолго задерживаются у значимых уровней и быстро проходят расстояние между важными соседними уровнями. Данная закономерность помогает нам правильно выбирать ключевые точки для нашей торговли: точки входа и выхода из рынка. Эти важные точки определяются сильными уровнями цен. Выбор их между уровнями — бессмыслен, ибо между сильными уровнями цена вряд ли задержится, а значит, мы либо увеличим наши потери, либо сократим прибыль.