Соответственно одна из проблем заключается
Соответственно одна из проблем заключается в выборе индекса, адекватно отражающего поведение рынка или его сегментов. В российских условиях использование стратегии индексного фонда осложняется также тем, что рынок корпоративных акций нестабилен даже для "голубых фишек". Даже если использовать индексы, в которых представлены наиболее крупные и надежные эмитенты, для консервативного инвестора соответствующий портфель остается достаточно рискованным. Российский рынок корпоративных акций очень динамичен, и обновление портфеля один-два раз в год вряд ли приемлемо. Соответственно не реализуется одно из основных преимуществ этой стратегии - низкие затраты, связанные с управлением портфелем. Особенности отечественного рынка делают стратегию индексного фонда методом скорее активного, нежели пассивного управления. Более перспективными являются активные стратегии портфельного инвестирования. Выделение этих стратегий можно осуществлять по различным классификационным признакам. Классификация помогает определить максимальное число стратегий в условиях динамичного фондового рынка.
Для различных сегментов рынка можно выделить следующие стратегии: аукционная, спекулятивного конкурсанта, арбитражная, "пылесоса".
Аукционные стратегии применяются при приобретении акций в момент их первичной продажи на чековых, денежных, залоговых аукционах. Разновидности стратегий определяются условиями аукционов. Основное преимущество этой стратегии заключается в возможности достаточно дешево купить акции "нераскрученных" предприятий, которые еще не пользуются спросом на рынке. Риск этой стратегии - при ажиотажном спросе аукционная цена может оказаться слишком высокой. Можно не угадать цену, инвестору не удастся приобрести акции, а вложенные им средства окажутся замороженными на полтора-два месяца. Ожидания инвестора, связанные с ростом курсовой стоимости в результате борьбы за установление контроля над предприятием, могут не оправдаться, если один из участников в ходе аукциона скупит контрольный пакет. Наконец, по каким-либо причинам сроки аукционов могут быть перенесены на неопределенное время или их итоги будут объявлены недействительными.
Стратегия спекулятивного конкурсанта используется на аукционах. Несколько фирм, представляющих интересы инвестора, указывают в заявках цены, позволяющие войти в двойку победителей. Одна из компаний занимает первое место и отказывается от своей заявки. Победителем признается представитель, занявший второе место. Прибыль фиксируется при перепродаже акций инвестору, который проиграл аукцион. Реализации этой стратегии основывается на использовании инсайдерской информации из банков, от организаторов продаж и администрации предприятия. Риск связан с тем, что в случае отказа от заявки залог не возвращается. Победителем становился другой участник, средства спекулятивного конкурсанта оказывались замороженными на значительный период времени.
Арбитражная стратегия используется, если один и тот же актив имеет разную цену на двух географически удаленных рынках. Арбитражер получает прибыль при одновременной купле-продаже одних и тех же ценных бумаг на разных фондовых площадках. Стратегия позволяет получить прибыль с минимальным риском и при высокой скорости осуществления взаиморасчетов. При этом не требуется значительных инвестиций.
Стратегия "пылесоса" применяется при массовой скупке акций в регионах. Скорость обращения денег и ценных бумаг определяются целями инвестора, объемами финансовых средств, уровнем организации процесса скупки. Одна из основных проблем: увеличение спроса и консолидация крупных пакетов может привести к росту цен.
Классификацию портфельных стратегий можно построить на методах формирования портфеля.
Оптимизационные стратегии основаны на варьировании критериев оптимизации и проведения многовариантных имитационных расчетов. Использование методов оптимизации позволяет определить конфигурацию портфеля, наиболее точно отвечающую индивидуальным требованиям инвестора с точки зрения сбалансированного сочетания риска, доходности и ликвидности вложений. Однако процесс выбора инвестиционной стратегии не всегда можно адекватно формализовать.
Рейтинговая стратегия заключается в формировании и обновлении портфеля на основе построения рейтинговой таблицы. Таблица рассчитывается по группам показателей, характеризующих основные инвестиционные предпочтения участника. В портфель включаются акции предприятий, имеющие наилучший рейтинг. Соответственно бумаги, занимающие нижние строки в рейтинговой таблице, исключаются из портфеля. При этом нужно совершать большой объем информационно-аналитической работы и открытым остается вопрос, в каких пропорциях распределять объемы инвестиций между отдельными бумагами.
Стратегия "гибкого реагирования". Профессиональный участник узнает об интересе крупных инвесторов к соответствующим финансовым инструментам. Начинает заблаговременную скупку у мелких инвесторов при гарантированном сбыте.