Но не содержит ли этот
Но не содержит ли этот прекрасный метод какой-то угрозы, способной разрушить мечты начинающего инвестора? Естественно, содержит! На рынке акций никакие примеры ничего не доказывают и не гарантируют — эту уже не раз высказанную аксиому мы будем неоднократно повторять на протяжении всей книги. Любой метод, который прекрасно работал в прошлом, может внезапно перестать работать: рынок переменчив, его законы непрерывно меняются и былые успехи не являются гарантией будущих. Описанный метод был апробирован в течение времени, когда рынок начал свой затяжной подъем, продолжающийся с некоторыми коррекциями до сих пор. Никто не знает, что будет завтра.
То, с чем может встретиться новичок на бирже, зачастую будет похоже на издевательство. Акции компаний, выбранных по всем правилам, будут падать в цене, а акции, купить которые можно только в состоянии полнейшего затмения, будут расти. Обещанные 25 % прибыли в год могут неожиданно превратиться в 25% потерь, и 7,5 % роста в инвестиционных фондах будут казаться очень желанными. Но надо помнить еще одну аксиому рынка: при инвестировании в акции для прибыли требуется время. Иногда годы. Называя цифру 25 % в год, авторы описанного метода подчеркивали, что это средняя прибыль за последние 20 лет. Были годы, когда выбранные акции падали, но были и годы подъема, причем цены росли так интенсивно, что трудно поверить. Мы не станем приводить эти цифры, дабы не плодить у начинающего несбыточные мечты: получать огромную прибыль, затрачивая на анализ рынка один час в год.
Ознакомившись с методом, предложенным Хиггинсом и Гарднерами, вы, возможно, захотите сконструировать другую стратегию выбора акций из промышленного индекса Доу Джонса. Следует иметь в виду, что такая работа уже проводилась. На базе статистических данных за 1973 — 1991 годы Хиггинс проанализировал эффективность множества стратегий, и полученные им результаты, возможно, избавят вас от целого ряда ошибок.
Одна из наиболее типичных ошибок новичков — неадекватная реакция на заявления аналитиков. Приведем один пример. Предположим, вы прочитали в газете, что биржевые аналитики с Уолл-стрит ожидают значительный рост прибылей некоторой компании. Что вы будете делать? Наверное, покупать. А что следует делать? Если у вас есть акции этой компании, то нужно немедленно их продать. Все, что говорят аналитики, уже отражено в цене акций, и если компания оправдает надежды, то с акциями ничего не произойдет, а если не оправдает, то цена будет падать. Например, в 1973 году аналитики предсказали трехкратное увеличение прибылей компании IBM за ближайшие 10 лет. Заманчиво, не так ли? Но если бы вы в то время инвестировали в акции IBM 1000 долларов, то через десять лет реально они «усохли» бы до 762 долларов. За это время прибыли IBM действительно выросли в 3,35 раза, (аналитики не ошиблись), но цена акций упала, так как все предсказания сбылись, сюрприза не было, и инвесторы переключились на другие, более обещающие компании.
Думать и действовать не так, как все, — вот в чем основная идея многих методов инвестирования. Надо ожидать то, чего не ожидают другие, и покупать не то, что покупает толпа. Компаниям, для которых не ожидалось большого увеличения прибылей, легче «удивить» Уолл-стрит, что приведет к сильному росту цены их акций. Статистика, проанализированная Хиггинсом, подтверждает это. Так, если из индекса Доу Джонса покупать акции только тех 10 компаний, для которых аналитики предсказывали наименьшее процентное увеличение прибылей, то в период с 1973 по 1991 год такой метод повысил бы прибыльность инвестирования на 30% по сравнению с инвестированием во все компании индекса. Опираясь на более фундаментальные показатели, можно получать выигрыш покрупнее. Так, если за критерий взять учетную цену
акций, то инвестирование в 10 компаний с наименьшим отношением р/b дало бы прибыль в 2,3 раза больше, чем рост индекса в целом.